Развивающее направление

Коррекционное направление

Занятия психолога с детьми с расстройством аутистического спектра (РАС)

Детский аутизм – искажение развития, при котором характерны проявления недостаточного психического развития как в общем, так и отдельных его функций. Такие дети «отгорожены» от жизни, окружающих людей.

Симптомы аутизма у детей

Наиболее характерными проявлениями считаются:

  1. Отсутствие потребности в общении, ограниченность контактов, склонность к одиночеству.
  2. Отгораживание от окружающего мира.
  3. Страх и отказ от перемен в обстановке или образе жизни.
  4. Стереотипия (повторение движений, слов).
  5. Неизменность и однообразие занятий, интересов.
  6. Слабые эмоциональные реакции и безразличие даже с близкими людьми.
  7. Нарушения речи.
  8. Повышенный уровень тревожности.
  9. Слабая реакция.
  10. Соблюдение ритуалов (например, одеваться каждый день в одном и том же порядке, делать что-либо по одной и той же схеме).
  11. Чрезмерная привязанность к определенным предметам и безразличие к людям.

Ребенок с аутизмом полностью погружен в собственный внутренний мир и не стремится к общению с окружающими людьми и семьей. Не присутствует выраженная жестикуляция, мимика не отличается выразительностью. Дети не смотрят в глаза другим либо смотрят «сквозь» человека. К физическим контактам относятся отрицательно и избегают их.

Что касается стереотипии, она бывает нескольких видов:

  1. Двигательная. Проявляется в раскачивании, прыжках, размахивании руками, ходьбе или бегу на цыпочках (то есть движениях зацикленных и повторяющихся). Такие симптомы сменяются застыванием в одной (часто странной и неудобной) позе или общей заторможенностью.
  2. Речевая стереотипия проявляется в повторении слов, фраз, наличии определенных штампов в речи. Причем речевое развитие у разных малышей заметно отличается: одни опережают ровесников, некоторые – отстают. Еще одна отличительная черта таких пациентов – речь о себе во втором или третьем лице. Ребенок может ответить на вопрос «Как тебя зовут?», не меняя формы местоимения.
    Также дети-аутисты могут проявлять симптомы эхолалии (повторять слова за другим человеком или любые звуки из окружающих источников).
    К речевой стереотипии также относят мутизм – состояние, когда ребенок не проявляет вообще никаких реакций на попытки вступить с ним в контакт, при этом сохраняя способность к восприятию информации.
  3. Пространственная стереотипия проявляется в чрезмерной реакции в виде страха на любые изменения окружающей обстановки без согласия самого ребенка. Аутистам также сложно повторять движения за другими, они могут путать стороны и направление.
  4. Социальная стереотипия определяется отказом от взаимодействия с окружающими, неоправданными страхами и чувством дискомфорта при общении.

Те или иные проявления могут характеризовать степень тяжести аутизма и иметь различную степень выраженности.

Формы аутизма

На сегодняшний день определяют 4 группы аутизма.

К первой (самой тяжелой) относят такие факторы, как отсутствие любого эмоционального контакта с людьми, чрезмерное ослабление реакций, мутизм, отсутствие мимических проявлений эмоций у детей, бесцельные движения и избегание яркого света, шума и телесного контакта.

Вторая группа имеет реакции на физические стимулы, присутствуют штампы в речи. Ребенок способен выполнять некоторые просьбы родителей, может быть сильно привязан к матери. Аутизм у таких детей проявляется и в ежедневных ритуалах.

Третья группа вполне хорошо может выражать речью свои потребности, эмоции более ярко проявляются, в поведении возможна некоторая конфликтность. Дети с аутизмом часто занимаются одним и тем же делом и имеют довольно большой словарный запас. Также для третьей группы характерен некоторый парадокс, заключающийся в повышенной тревожности в сочетании с желанием переживать пугающую ситуацию повторно.

Наиболее подверженной коррекции считается 4 группа аутизма. Аутисты могут нормально общаться, не отстают в интеллектуальном плане от сверстников и имеют постоянный круг общения в виде семьи. Присутствует чрезмерная привязанность к матери и потребность в ее поддержке, а также ритуализация поведения. Помимо этого, ребенку с аутизмом сложно приобретать двигательные навыки.

Работа психолога с аутистами

Одна из важнейших задач, которые стоят перед специалистом, – помощь в адаптации и предоставление возможности социализации в будущем.

Занятия обычно имеют два основных этапа.

Для начала психолог должен правильно установить контакт с ребенком. Для этого детям предоставляется возможность самим изучить обстановку комнаты, где проводится сеанс. Предварительно убираются раздражающие факторы (большие и яркие предметы), максимально звукоизолируется помещение. Общение происходит дозировано, во избежание пресыщения и регрессии на предыдущий уровень контакта. Разговор ведется очень тихо либо шепотом в ситуации, когда ребенок чрезмерно раздражен. Прямые взгляды и резкие движения по возможности исключаются, как и обращение прямыми вопросами. Внешний вид специалиста должен иметь закономерное постоянство при встречах с аутичным ребенком, чтобы малышу было проще привыкнуть к нему.

Далее формируются навыки целенаправленной деятельности и повышения степени активности ребенка. На этом этапе особенно важно участие родителей для улучшения состояния и повышения навыков коммуникации.

Особенности сеанса при аутизме

Помощь специалиста подразумевает у него наличие навыков чувствовать настроение и состояние ребенка, понимать особенности его поведения для успешной коррекции.

Специалистом проводится вовлечение малыша в выполнение деятельности, сотрудничество путем наполнения его опыта определенным эмоциями и информацией.

В процессе определяются значимые стимулы, на которые можно опираться при взаимодействии с ребенком и проведении коррекции. Используются специальные методики для превращения стереотипных либо бессмысленных практически, но привлекательных для ребенка действий, в более последовательные и повышающие самостоятельность поведение.
В комплексе используются различные методики и техники, позволяющие прорабатывать и улучшать состояние аутистов. Сюда относятся игротерапия различных видов, песочная и музыкальная терапия.

Каждое упражнение или игру проводят не один раз. Это способствует возможности закрепления результата.

План лечения составляется сугубо индивидуально с учетом характерных особенностей течения аутизма у конкретного ребенка, интенсивности и частоты проявлений симптомов, диагностируемых особых реакций на конкретные стимулы и множество других факторов.

Лечение аутизма (а именно – ослабление его симптомов до возможности социальной адаптации и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками) – это сложный и многогранный процесс, требующий ответственности как от специалиста, так и от родителей. Прерывание работы на раннем этапе очень нежелательно, так как ребенок закрывается и снова уходит в мир собственных переживаний.

Психологи центра коррекции и развития «Желудь» помогут вашей семье с этим сложным вопросом. Вы можете записаться на консультацию и задать все интересующие вопросы по телефонам +7(495)744-73-46, +7(977)870-27-66. Также пишите на электронную почту drevocentr@yandex.ru. В заявке указывайте особенности проблемы. Стоимость консультации и другие детали вы можете обсудить с менеджерами центра.