Развивающее направление

Коррекционное направление

Психологическое консультирование детей с проблемами развития

Проблемы могут проявляться в виде задержки познавательной деятельности, внимания, памяти и восприятия, а также мышления (либо быть комплексными).

Обычно ребенок с отклонениями в развитии немного позже других начинает говорить и ходить, имеет нарушения в эмоциональной сфере. На протяжении долгого времени сохраняет черты, присущие более раннему этапу жизни. Такие малыши практически не способны к самообслуживанию.

В возрасте же до 5–6 лет особенности таких детей не сильно проявляются на фоне других, но уже в начале школы можно заметить некоторые отличия:

  • тяжело даются учебные материалы;
  • школьники не делают домашние задания;
  • поведение мало отличается от того, которое было в детском саду;
  • отсутствие школьных интересов;
  • чтение и письмо представляются чрезмерно сложными задачами;
  • быстрее других устают.

Задержки могут проявляться и в эмоционально-волевой сфере. Помните, что при своевременном обращении и консультировании у психолога можно предотвратить многие осложнения.

Виды отклонений у детей

Если идет речь о психофизическом инфантилизме, то такие дети в норме могут воспринимать информацию, если не имеют отклонения в интеллектуальной сфере. При правильной помощи в раннем возрасте такой ребенок может полностью преодолеть проблемы развития. Если такие трудности сочетаются с нарушениями в мышлении, то могут возникнуть проблемы при обучении ребенка.

На фоне неблагоприятных факторов в виде заболеваний, травм, инфекций, переутомлений и тяжелых переживаний может возникать астеническое состояние. Оно характеризуется нервно-психической слабостью, постоянной усталостью.

Астения бывает церебральной и соматогенной (в зависимости от причины возникновения).

В первом случае присутствуют нарушения циркуляции жидкости в мозге. При этом отклонения проявляются в виде задержки в интеллектуальной сфере. У детей могут быть частые головные боли, они быстро утомляются, отмечается общее нервное истощение. В связи с этим нарушается внимание и память.

Соматогенная астения проявляется на фоне общей физической слабости, заболеваний внутренних органов или инфекций. Такие малыши капризны и раздражительны, они имеют:

  • плохой аппетит;
  • частые перепады настроения;
  • плохую выносливость;
  • проблемы со сном.

На все изменения в окружающей обстановке реагируют очень чутко, поэтому эмоциональное состояние не отличается стабильностью. Некоторые малыши чрезмерно агрессивны, другие – застенчивы, третьи – вовсе замкнуты.

Еще один вид нарушений – реактивное состояние. Оно может возникнуть на фоне детской психологической травмы. В зависимости от уровня тяжести воздействия могут быть разные проявления последствий:

  • тик;
  • заикание;
  • страхи.

Если психологическая травма была слишком острой, могут возникать расстройства сознания. Например, при сумеречном состоянии ребенок может не помнить некоторые свои действия и поступки. Могут проявляться состояния оцепенения или чрезмерной суетливости. Также у младших школьников на фоне травмы могут случаться временные приступы глухоты, потери речи. Подростки с подобными проблемами склонны к тревожности, страхам.
Травмирующим психологическим обстоятельством может стать недержание мочи. Это заболевание может возникать на фоне испуга, длительного нервного напряжения или другой болезни. У ребенка может возникнуть ощущение неполноценности, поведенчески проявляется нерешительность и робость (или агрессия). Сопутствовать этому состоянию впоследствии могут новые страхи, например, темноты или смены обстановки.

Сильный отпечаток накладывают на ребенка переживания из-за собственных недостатков физического (например, косоглазие, хромота) и нервного типа (заикание, страхи, тик). Если не были приняты меры, то могут возникнуть осложнения в виде появления чувства неполноценности, отклонений в поведении, чрезмерной замкнутости и ухудшения способностей к обучению.

Психологическая составляющая нарушений развития

Помимо заболеваний, физических недостатков и психологических травм задержка может возникать на фоне других обстоятельств.

Сильные переживания вызывают неразрешенные внутренние конфликты ребенка. Он может сталкиваться с травмирующими ситуациями как дома, так и в школе, которые иногда могут затягиваться и казаться неразрешимыми.
Если родители вовремя и правильно помогут решить конфликт, возникший в школе, ребенку будет не так болезненно разобраться со своей внутренней реакцией на происходящее. Понимание взрослыми – это огромная психологическая поддержка, она очень важна для детей с отклонениями в развитии. Но если конфликт не понятен родителям или учителям, ребенок может встать на путь асоциального поведения. Конфликты в семье переносятся еще тяжелее.

Чрезмерное поощрение, выполнение желаний и капризов ребенка также может привести к переменам в его характере. Он становится нетерпеливым, раздражительным.

Даже во вполне благополучной семье могут возникать подобные проблемы с отстающим в становлении ребенком при неправильном воспитании и недостаточном контроле. Психологическое консультирование поможет решить многие вопросы.

Работа психолога с ребенком с отклонениями в развитии

Кроме занятий с ребенком, работа психолога также включает консультирование родителей, рекомендации по воспитанию и особенностей помощи дома такому ребенку.

Помощь для детей с отклонениями в развитии – сложная задача. Психологи составляют индивидуальный план для каждого конкретного ребенка, учитывающий его особенности. Для эффективной работы специалисту нужно определить причины, вызвавшие трудности, понимать состояние малыша, наладить эмоциональный контакт.

При работе целесообразно использование игровых приемов: они помогут повысить мотивацию к познанию, развивать речь ребенка, так как при участии в какой-либо деятельности с другими детьми малыш учится выражать свои мысли так, чтобы его понимали, кроме того, снимается эмоциональное напряжение и скованность.

Важную роль при занятии с ребенком играет оценка его деятельности. Психолог положительно оценивает даже небольшие достижения ребенка, вырабатывая мотивацию к продолжению обучения. Ребенка учат также самостоятельно определять правильность выполнения заданий, что помогает при формировании адекватной самооценки.

Для детей с отклонениями в развитии характерно медленное восприятие информации. Эта особенность учитывается при обучении. Для эффективного решения проблемы один из важных факторов – повторение и частое воспроизведение ребенком информации.

Чтобы повысить уверенность ребенка в себе, создаются ситуации успеха. Этот метод позволяет почувствовать малышу удовлетворение от выполнения деятельности, способствует дальнейшей положительной мотивации, дает хорошие результаты в общем развитии.

При соблюдении рекомендаций психолога родителями, регулярных занятиях и комплексном подходе к решению проблемы задержки развития ребенка с этой задачей можно эффективно справляться и достигать значительных результатов.

Психологи центра коррекции и развития «Желудь» имеют большой опыт консультирования и работы с детьми, поэтому помогут вам в этом вопросе. Для записи на консультирование звоните по телефонам +7(495)744-73-46, +7(977)870-27-66 или присылайте заявки на электронную почту drevocentr@yandex.ru.