Развивающее направление

Коррекционное направление

Занятия психолога с ребенком с умственной отсталостью

Умственной отсталостью считается стойкое нарушение познавательной деятельности за счет органического поражения мозга. Дети же, которые являются глухонемыми, не прошедшие обучение в соответствующем образовательном заведении, а также не получившие должного образования, имеющие неразвитость процессов познания, к таковым не относятся.

Специфика патологии

Умственная отсталость может быть врожденной или приобретенной. В первом случае это невозможность достичь соответствующего возрасту уровня интеллекта, во втором – снижение его с возрастом. Выражается в отношении интеллекта, а также речи, эмоций, воли и моторики. По степени выраженности она делится на:

  • легкую;
  • умеренную;
  • тяжелую;
  • глубокую.

При легкой степени дети могут достичь довольно высокого уровня развития, не отличаться внешне от других детей. При этом сохранна волевая и эмоциональная сферы, а также память. Проблема для обучения – низкая способность концентрировать внимание и использовать абстрактное мышление. Таким детям сложно выстраивать логические связи между предметами, пересказывать прочитанную информацию, также часто умственно отсталые дети имеют нарушения речи. Однако бывают случаи, при которых дети с общим отставанием в развитии имеют частичную одаренность, лучше других справляются в определенных сферах (например, музыка).

Что касается поведения и эмоций, то ребенком с таким отклонением часто совершаются не целенаправленные действия. Дети отличаются импульсивностью и в некоторой степени негативизмом.

Для обучения детей с легкой умственной отсталостью рекомендованы специальные школы. Дети могут усваивать материал на основе наглядных методик и в более медленном темпе. Они способны на вполне самостоятельную жизнь в дальнейшем.

При средней выраженности патологии отмечаются внешние проявления, отсталость на физическом и интеллектуальном уровне. Речь нарушена в большей степени, как и мышление. Словарный запас ограничивается несколькими десятками слов; внимание, память и воля не развиты.

При правильном подходе, воспитании и работе с психологом можно вполне успешно развить некоторые навыки, необходимые для самостоятельной жизни (за счет обучения подражанию действиям).

В эмоциональном плане детям доступно адекватное восприятие поведения близких, но они обычно очень подвержены внушению, поэтому за окружением стоит внимательно следить. Интересы ограничены удовлетворением базовых физиологических потребностей.

Поведение может быть различным: как и безразличное отношение к окружающему миру, так и добродушное или агрессивное.

При тяжелой степени отсталости отмечается нарушение строения внутренних органов и проблемы с передвижением. Дети не могут говорить, а мышление не развивается. Человек не способен к самостоятельной жизни и нуждается в постоянной помощи и уходе.

Занятия с психологом

Работа специалиста с ребенком направлена на развитие нескольких сфер:

  1. Крупная и мелкая моторика. Развитие этих способностей помогает совершенствовать и мышление, и речь, и внимание. Это обусловлено тесной связью участков мозга, отвечающих за эти функции. Задания усложняются по мере развития ребенка.
  2. Тактильное восприятие, способность отличать характеристики предметов на ощупь.
  3. Восприятие и различение цветов и оттенков, а также формы предметов.
  4. Развитие движений.
  5. Обучение анализу и развитие зрительного восприятия.
  6. Формирование и развитие слухового восприятия.
  7. Обучение ориентировке во времени и пространстве.
  8. Развитие навыков коммуникации со взрослыми и другим детьми.

Таким образом, одна из главных задач – выработка, если это возможно, навыков самообслуживания, обучение малыша взаимодействовать с другими людьми с целью попросить помощь при необходимости. Также важно развитие восприятия, координации и способности усваивать и оперировать информацией.

Чем семья может помочь ребенку?

Помимо занятий со специалистом, можно проводить несложные упражнения дома. Родители могут в какой-то степени помочь в развитии ребенка. Очень важно при этом создать комфортную атмосферу и безопасные условия. Развивающие игрушки, ежедневные упражнения, а также терпение родителей и готовность к тому, что потребуется много времени для достижения результатов, принесут свои плоды. Специалист проведет консультацию с родителями и поможет составить комплекс занятий для дома.

Конечно, эффект от всех мероприятий зависит от их регулярности и качества, степени отсталости малыша. Наиболее положительные прогнозы у детей с легкой степенью заболевания. Многие из них могут обучаться по стандартной общеобразовательной программе и достигать неплохих результатов. Для детей с более тяжелой степенью отсталости потребуется больше времени, но при должном подходе вполне можно получить положительные изменения.
Важно определить причину отклонения, чтобы как можно скорее начать работу по коррекции. При данной патологии часто имеются такие сопутствующие отклонения, как проблемы со зрением или слухом. Это в значительной мере затрудняет обучение, но при правильном подходе и верно выбранных методах воздействия можно достичь хороших результатов.
Работа психолога – неотъемлемая часть для успешного развития детей с такой патологией. При выборе специалиста важно учитывать его опыт и квалификацию, ведь такое сложное дело, как организация и проведение занятий для детей с умственной отсталостью, требует большого профессионализма и ответственности.

Центр развития и коррекции «Желудь» имеет в своем штате психологов, которые помогают справляться с трудностями семьям с такой проблемой и проводят эффективную коррекцию. Вы можете записаться на прием, а также обратится к нам за консультацией по телефонам +7(495)744-73-46, +7(977)870-27-66 или на электронную почту drevocentr@yandex.ru, менеджеры ответят на все вопросы.