Развивающее направление

Коррекционное направление

Занятия психолога с детьми 6-7 лет по подготовке к школе

Не все родители задумываются о том, что правильная психологическая установка ребенка к школе повлияет на его мотивацию и успеваемость в дальнейшем процессе обучения. Детей учат читать, считать и писать, чтобы они могли легче усваивать школьную программу. Но как обстоят дела с психологической готовностью малыша? Ведь ему предстоит пойти в новый мир, где много других людей, информации и вообще все по-другому.
Психологи выделяют такие виды подготовки ребенка:

  1. Социальная. То есть умение и готовность взаимодействовать, общаться с другими детьми и взрослыми. Сюда относится и способность выполнять задания в команде, и опыт решения конфликтов. Не слишком ли вы много брали на себя в плане решения трудностей, возникающих в обычной жизни ребенка? Позволяли ли ему самому находить выход и принимать решения?
  2. Развитие эмоционально-волевой сферы, которая важна для обучения и адаптации ребенка в коллективе. Играйте с ребенком, учите его следовать правилам и развивать терпение, которое так важно для успешного обучения. Также полезно будет, если ребенок привыкнет к смене деятельности еще до школьных занятий. Благодаря этому даже очень подвижным детям будет проще спокойно сидеть на уроках, ведь они будут знать, что в определенное время смогут поиграть, побегать и поговорить со сверстниками.
  3. Интеллектуальная. Она не заканчивается на обучении чтению и письму. Гораздо важнее научить ребенка анализировать информацию, самостоятельно делать выводы, обобщения, выделять главное.
  4. Мотивация. Что касается мотивации, то она основывается на положительном отношении ребенка к школе, себе самому, обучению в целом и учителям. Нужно объяснить, что занятия хоть и будут не всегда простыми, но школа – это целый интересный мир, в котором ребенок узнает много занимательных фактов, познакомится с одноклассниками и заведет друзей.

Конечно, на готовность к школе влияют многие факторы и условия, в которых растет ребенок, иногда мотивация может быть разрушена по неопытности близких, но психолог поможет снять тревожность у ребенка и позволит ему научиться с удовольствием быть готовым к новому опыту, знаниям и общению.

Особенности воспитания и мотивации

Негативные факторы, влияющие на мотивацию детей к обучению:

  • тревожность родителей, чрезмерная тяга к порядку и чистоте, наказания ребенка за испачканные вещи и сломанные игрушки (все это подавляет интерес к познанию и исследованию мира);
  • переусердствование в дошкольном обучении ребенка также может отбить ему желание заниматься;
  • давление во время обучения, чрезмерная критика способствуют угасанию интереса к познанию (эффективен лишь положительный эмоциональный фон);
  • отрицательные высказывания со стороны родителей об образовании, учебе и конкретной школе не отразятся хорошо на отношении ребенка к этому виду деятельности.

Таким образом, необходимо отдавать себе отчет о том, что вы влияете на своего ребенка собственным поведением. Даже если были совершены ошибки и уже проявляются их последствия, психолог поможет скорректировать отношение детей к школе, направить на путь познания и заинтересовать в развитии с помощью специальных занятий. Они помогут настроить малыша на желание обучаться и развиваться.

Некоторые особенности воспитания ребенка и поведения родителей:

  • поддержка ребенка при выполнении им развивающих заданий;
  • обучение ребенка решению конфликтов;
  • поощрять стремление узнавать новое;
  • научить понимать причины и последствия действий;
  • давать четкие указания по поводу ответственности в том или ином вопросе;
  • поощрять творческое и логическое мышление;
  • помогать преодолевать трудности путем предложения способов решения, но давать возможность действовать ребенку самостоятельно;
  • подавать пример ответственности за свои решения.

Чрезмерная критика, как и полное ее отсутствие, влекут за собой негативные последствия. Поэтому целесообразнее всего дать понять ребенку, что ошибаться может каждый, но в то же время поддерживать его в попытке исправления ошибок. В любой ситуации атмосфера обучения должна быть психологически комфортной. Бросайте вызов негативным эмоциям и учите ребенка на своем примере находить плюсы в сложившихся ситуациях.

Давайте ребенку возможность высказывать свою точку зрения и не игнорируйте ее. Дайте почувствовать, что его дома любят и поддерживают, несмотря на его ошибки, давайте ему возможность делать выводы о своем поведении.

Оптимальный возраст для начала занятий

Родители, решившие заняться приготовлениями ребенка к школе, часто задаются вопросом, с какого возраста лучше всего это начинать, чтобы не переусердствовать, но в тоже время не упустить возможность помочь ребенку в адаптации.

Обычно достаточно начать занятия по подготовке к школе примерно за год. У специалистов центра коррекции и развития «Желудь» большой опыт в проведении эффективных занятий по приготовлению детей к школе. При этом учитываются индивидуальные особенности развития той или иной сферы психики ребенка, его интересов и мотивации.

Рекомендуется начинать готовиться в 5–7 летнем возрасте.

Занятия со специалистом

Психологическая установка ребенка способствует минимизации риска дезадаптации в школе и созданию предпосылок к эффективному выполнению учебных заданий. Для дошкольников актуальными будут занятия, которые помогут им:

  • развить память, восприятие, внимание и воображение;
  • улучшить способности к мыслительной деятельности;
  • развивать мелкую моторику;
  • научиться анализировать и синтезировать материал.

Также развивается много других аспектов, касающихся непосредственно психологической готовности ребенка, например:

  • выработка позитивной мотивации на обучение;
  • профилактика или снижение уровня тревожности;
  • работа с самооценкой, самосознанием и уверенностью в себе;
  • улучшение навыков общения и работы в команде.

Реализация поставленных задач производится специалистом с помощью специально подобранных методик. Среди них игры разных видов (сюжетные, подвижные, развивающие), проведение бесед, моделирование ситуаций (их разбор и анализ), рисование, музыка, наблюдение и различные упражнения.

Особенности процесса

Подготовка детей к школе – это комплексный и последовательный процесс, который проходит не за один день, но и результаты того стоят. С помощью занятий со специалистом ребенок будет лучше осознавать предстоящую ему школьную жизнь, научится держать свою позицию как ученика, будет более мотивирован на развитие и познание.

Также дети учатся рефлексии, становятся более уверенными в себе и укрепляют устойчивость самооценки. Отмечается повышение социальной успешности за счет развития навыков коммуникации со сверстниками и взрослыми.

Занятия проводит психолог, который составляет программу с учетом особенностей возраста детей дошкольников. Например, ребенку 5–7 лет проще всего узнавать мир через движения и тактильные ощущения, поэтому на занятиях присутствуют различные подвижные игры и соответствующие задания.

Помимо кинестетического канала восприятия также детям довольно хорошо удается воспринимать информацию визуально, что обуславливает использование ярких и красочных материалов для обучения.

Хуже всего дошкольники воспринимают информацию на слух, поэтому роль игр так важна на этом этапе развития. Это одна из наиболее эффективных форм обучения для детей. Со временем развитие такого вида канала восприятия компенсируется достаточным общением с одноклассниками и родителями.

Также ребенок учится осознавать границы своих возможностей, полномочий и играть по правилам.

Кроме непосредственно занятий по подготовке к школе с детьми, этот процесс подразумевает работу с родителями. Психолог даст индивидуальные рекомендации, учитывая особенности характера, мотивации и способностей ребенка.

Специалисты центра развития и коррекции «Желудь» помогут вам с правильной психологической установкой ребенка в школу. Для записи к специалисту обращайтесь по телефонам 7(495)744-73-46, +7(977)870-27-66. По всем вопросам вас проконсультируют менеджеры центра. Также вы можете написать нам на электронную почту drevocentr@yandex.ru.