Развивающее направление

Коррекционное направление

Психолог раннего развития

Многие родители сегодня выбирают для своих детей школы раннего развития. Отношения к этому весьма противоречивые. Безусловно, обучать и развивать малышей необходимо. Однако при этом следует учитывать некоторые критические моменты в созревании психики в детском возрасте. Организм малышей обладает повышенной чувствительностью к некоторого рода раздражителям, приходящим из окружающего мира. Постепенно детская психика усваивает новые модели поведения и накопления информации.

Неготовность психики к восприятию сложных поведенческих форм в детском возрасте подтверждает отсутствие целесообразности слишком раннего обучения.

Когда лучше приступать к школьной подготовке?

Специалист после консультации с ребенком и его родителями определит наличие либо отсутствие мотива к началу такой деятельности. Ребенок должен понимать, для чего ему понадобится информация, с которой работают дети старшей возрастной группы. К примеру, годовалым малышам невозможно объяснить, с какой целью родители демонстрируют им цифры или буквы. Да и сами родители смогут без труда заметить, что в столь юном возрасте никакой тяги и любознательности у их ребенка нет.

На приеме у специалиста сразу будет ясно, стоит ли начинать готовить ребенка к школе. Тесты могут показать недостаточную зрелость психоэмоциональных реакций на освоение новых знаний. Но даже в тех случаях, когда дети идут в школу не слишком подготовленными накануне, они быстро усваивают новый материал и догоняют своих сверстников в считанные месяцы.

В процессе психологического диагностирования выясняется готовность ребенка к получению знаний, развитию новых навыков, наличие любознательности. С помощью проективных методик специалист моделирует ситуации и обстановку, которые напоминают маленькому клиенту домашнюю среду. Опираясь на полученные данные, родителям даются рекомендации по дальнейшему развитию малыша.

Плюсы и минусы обучения в слишком юном возрасте

Когда у ребенка появляется мотив для освоения новых знаний, его близким следует приступать к реализации первоначальных программ по развитию. Детская психика очень чувствительна к различным внешним воздействиям. Поэтому несвойственные события для определенных возрастных периодов могут спровоцировать неадекватные психические и соматические реакции в организме.

Не стоит обучать малыша по принципу «деятельность», а затем «мотивация». Эти действия должны происходить с обратной последовательностью. Только тогда ребенок будет чувствовать себя защищенным в семье.

В момент появления на свет у новорожденных являются зрелыми только несколько образований: первый блок мозговой оболочки, готовый выполнять функционал (это участки центральной нервной системы, отвечающие за работу вегетативной нервной системы). Таким образом, можно отметить ритмичность отдыха и бодрствования, рефлекторные функции:

  • сосательную;
  • глотательную;
  • хватательную.

Остальные функции нарабатываются постепенно, закрепляясь в те промежутки жизни, когда в них возникает потребность и понимание. До достижения пятилетнего возраста детей смело обучают свойственным для этого периода функциям:

  • эстетическим;
  • двигательным.

Отрицательными моментами в обучении ребенка грамоте и развитию новых навыков в таком возрасте выступают возникающие в ответ реакции мозговой деятельности:

  • мотивационная недостаточность;
  • боязнь авторитета взрослых;
  • желание быть лучше вопреки всему;
  • отторжение общепринятых моделей поведения.

Более того, дети, которые прошли активную подготовку в специальных группах, не испытывают особенной радости от школьных занятий, когда их сверстники познают окружающий мир своевременно. Центры головного мозга, развитые раньше времени, уже не воспринимают внешние запросы и постепенно угасают.

Не стоит скрывать и того, что в период своего развития малыши затрачивают колоссальные ресурсы организма на поглощение и усвоение сложной информации. Тело при этом будет упорно сопротивляться, отвечая соматическими расстройствами. Нередко у детей проявляются такие нарушения:

  • сомнамбулизм;
  • сбои в работе органов эндокринной системы;
  • панические атаки;
  • энурез;
  • разлад иммунного статуса.

В более зрелом возрасте опасные состояния переходят на новый уровень осложнений:

  • анорексию;
  • булимию;
  • фобии;
  • депрессии;
  • неврозы.

Дети, чье детство прошло без игровой деятельности и коммуникаций со сверстниками, вступая во взрослую жизнь, будут лишены многих способностей и навыков. К примеру, такой ребенок не сможет принимать ответственные решения, ставить цели и планировать ближайшее будущее.

Приученные с первых лет жизни к различной сложности классификациям окружающих предметов дети производят впечатление маленьких вундеркиндов. Они готовы безошибочно отвечать на сложные тесты. Но как только возникает вопрос, выходящий за пределы того, чему ребенок был обучен, он оказывается загнанным в угол. И все это потому, что в таком возрасте ребенку не оставили возможности искать новые варианты ответов на самые простые задачи, проявлять творческий подход в различных ситуациях, принимать самостоятельные решения.

Чем может помочь психолог?

Родители, приводя своего ребенка на консультацию к специалисту для определения периода, в который можно приступать к школьной подготовке, задают ряд вопросов о развитии его навыков и способностей. Их беспокоит переход к такому роду деятельности своего малыша.
Специалист задействует ряд проективных методик с маленьким клиентом для выявления психической реактивности и готовности центров головного мозга к новым непривычным нагрузкам.

Чтобы избежать негативного воздействия на организм ребенка программы развития, следует непредвзято и адекватно оценить его возможности и физические ресурсы. За основу необходимо взять древнее правило: «Не навреди».

Рекомендуя конкретному клиенту программу развития, желательно первое время выступать сопровождающим консультантом. Процессы обучения следует совмещать с двигательными комплексными упражнениями. Это заметно облегчит восприятие новой информации и выработку алгоритмических навыков. В дальнейшем дети учатся самостоятельно выстраивать внутренний план действий. Им проще удается находить применение заложенным знаниям и более полноценно подключаться к любым процессам.

Специалист направляет и фиксирует правильное развитие ребенка в рамках обучающих программ. В специальных группах именно взрослые влияют и формируют личности своих маленьких участников. Родные и близкие существенно способствуют психосоциальной адаптации ребенка, выходящего за пределы собственного жилища в прямом смысле этого слова.

Как попасть на прием к специалисту в области психологии?

Родители спешат принимать решения, опираясь на первые желания своих детей. Удовлетворяя в детском возрасте физиологические потребности малыша, появляется определенная уверенность в том, что он вырастет полноценной многогранной личностью. Самое главное – вводить программы развития своевременно. Именно для определения подходящего момента и нужна помощь психолога.

Получить всю необходимую информацию накануне приема можно в телефонном режиме или по электронной почте, заполнив соответствующую форму на сайте нашего коррекционного центра.