Развивающее направление

Коррекционное направление

Занятие психолога с ребенком дауном

Синдром Дауна диагностируется в максимально раннем возрасте ребенка, обычно – с первых дней его жизни. Общая особенность патологии – замедленное развитие у детей. Из-за этого ребенку намного сложнее учиться, чем его ровесникам без патологии.

Заболевание обусловлено изменениями на генетическом уровне, а именно – наличием лишней хромосомы, в связи с чем нарушается психическое и физическое развитие.

Первичная диагностика заболевания выполняется по внешним признакам сразу после рождения ребенка, однако точный диагноз ставится только после проведения соответствующих анализов.

Ошибочные представления о заболевании

Сейчас уже не актуально мнение, что дети с синдромом Дауна – это обязательно сильно отстающие в умственном развитии люди. Степень отставания именно в интеллектуальной сфере классифицируется как легкая или средняя, намного реже – пограничная или довольно выраженная. Поэтому умственные способности таких детей имеют довольно широкий диапазон в своих проявлениях.

Также заблуждением будет представление о том, что с годами интеллект людей, страдающих таким заболеванием, снижается. Согласно последним исследованиям, можно сказать, что перспективы качества жизни человека с синдромом Дауна более оптимистичны, чем считалось ранее.

Особенности патологии

К факторам, препятствующим обучению ребенка в том ритме, в котором оно доступно другим детям, относят такие проблемы:

  • плохое развитие моторики;
  • иногда проблемы со слуховым или зрительным восприятием;
  • нарушения развития речи;
  • слабая способность сохранять концентрацию на длительное время;
  • сложности в запоминании нового, обобщении и анализе.

Что касается поведения таких детей, то они зачастую послушны, готовы идти на контакт, добродушно настроены, однако могут встречаться и отклонения.
Эмоциональные проявления в большинстве случаев не яркие, положительных эмоций обычно больше, чем отрицательных.

Что касается личности ребенка, то ему скорее свойственна внушаемость, в некоторой степени подчиняемость. Они могут подражать действиям других людей. В характере могут проявляться черты эгоцентризма и педантичности, однако в основном такие люди вполне уравновешены и дружелюбны.
Детям свойственно недостаточное развитие речи, что может создавать впечатление о недоразвитии мышления, что далеко не всегда соответствует действительности. Но при выполнении заданий, которые не связаны с речью, дети часто показывают результаты не хуже сверстников. Ребенку с синдромом Дауна плохо доступно абстрактное мышление, поэтому доносить информацию лучше наглядно.

Что касается памяти, то ее объем уменьшен, что требует большего времени для запоминания информации. Также детям сложно воспринимать материал на слух, внимание отличается неустойчивостью, концентрация – невысокая, а утомляемость выше, чем у других детей. Ребенку сложнее объединять образы в единое целое. Эти особенности учитываются при обучении и коррекции, при правильном подходе эффективно могут быть преодолены.

Факторы, влияющие на формирование и развитие личности

Как и всем другим, детям с синдромом очень полезен положительный опыт в детском саду. Это и отдельный мир, в котором ребенку будет полезно узнать поддержку общества, прожить различные ситуации, получить навыки и знания. Они могут развиваться на отличающемся уровне, однако опыт общения очень важен.

Ребенок учится играть, получая возможность воспринимать новую информацию в игровой форме. Детям потребуется помощь в усвоении и овладении некоторыми навыками, но при правильном подходе возможно вполне эффективное воздействие и развитие.

Интеграция в общество крайне важна еще тем, что дети учатся за счет общения со сверстниками (детьми без патологий), что очень полезно и имеет результат.
Работа с детьми проводится по разным направлениям (помимо сеанса). В зависимости от потребностей, не лишними будут:

  • занятия с логопедом;
  • лечебная физкультура;
  • занятия музыкой и т.д.

Модель поведения в значительной степени формируется в возрасте 3–6 лет. Если правильно использовать это время, то можно дать возможность ребенку стать активным участником общества.

В школе ребенок начинает еще более активно развиваться. На первых этапах очень важна поддержка родителей и работа психолога. Успех ребенка в обучении во многом определяется опытом, который он уже приобрел в семье. Но школа и новая обстановка будут стимулировать открытие и развитие способностей, которые раньше были не так заметны.

Роль и влияние семьи

Даже когда ребенок уже ходит в школу, он все равно больше всего времени проводит именно дома. Дети с синдромом Дауна в значительной степени склонны перенимать черты и поведение родителей, близкого окружения. Поэтому при работе с психологом важную роль играет консультирование именно родителей.

Развиваться ребенок может, выполняя самые обычные домашние дела. Важно сформировать навыки самообслуживания, за счет которых он сможет чувствовать себя уверенно, находясь даже вне дома.

Что касается эмоциональной составляющей жизни, то таким детям, как и всем другим, в достаточной степени нужно чувствовать любовь и защиту семьи. Они нуждаются во внимании и принятии для формирования адекватной самооценки и способности быть независимыми.

Задача родителей – подготовка ребенка к жизни во внешнем мире. Развитие самостоятельности очень важно, чтобы ребенок был готов к трудностям, умел решать задачи в дальнейшем без помощи других людей.

Конечно, нужно также давать ребенку побыть одному какую-то часть времени дня, чтобы он мог развиваться в самопознании, обдумать усвоенное ранее и научиться самому находить себе занятия, генерировать идеи. Предоставьте ему достаточное количество игрушек, материалов, с которыми бы он мог развиваться самостоятельно.

Не ограждайте детей от социального опыта, хоть стоит внимательно относиться к занятиям в свободное время, ведь они несут много новых знаний и переживаний. Давайте возможность ребенку принимать участие в различных мероприятиях. Способность выполнять какие-либо действия самостоятельно очень важны, так как помогут:

  • научиться решать различные задачи;
  • почувствовать, что такое успех;
  • получить новые навыки общения;
  • развиваться творчески;
  • почувствовать себя частью команды;
  • получить положительные эмоции.

Не только очень нравится детям, но и довольно полезно проведение свободного времени в компании сверстников дома. Занятия музыкой, танцами, рисованием способствуют развитию.

При правильной и своевременной помощи детям с синдромом, занятиям со специалистом и выполнении его рекомендаций родителями, жизнь и будущее таких детей имеют довольно позитивные перспективы. Они смогут в дальнейшем работать и реализовывать себя.

Работа психолога с детьми с синдромом Дауна

Целями работы по коррекции выступают:

  • общее приспособление к жизни;
  • социальная адаптация;
  • возможность к последующей интеграции в общество.

Особенности развития детей с таким отклонением обуславливают наличие большого диапазона возможных вариантов их развития. Коррекция положительно влияет на изменения и судьбу ребенка.

Проведение работы подразумевает развитие и воспитание в различных сферах.
Основные акцентированные направления в коррекции заболевания:

  1. Развитие навыков самообслуживания.
  2. Социальная адаптация, повышение способности к общению.
  3. Развитие восприятия, координации и мышления.

Очень важная часть коррекции – совместные занятия с ребенком и родителями, а также консультирование родителей отдельно. Это поможет повысить уровень понимания детей родителями, улучшить коммуникацию в семье в целом.

Комплексный подход, коррекция, обучение и воспитание ребенка с синдромом Дауна дают большие результаты, положительные сдвиги и помогут малышу быть активным членом общества.

Благоприятная атмосфера в семье, поддержка вместе с правильно организованными занятиями ребенка помогут ему адаптироваться к жизни вне дома и получать опыт, знания и возможность развиваться самостоятельно в дальнейшей жизни.

Решение такой сложной задачи – ответственное и энергозатратное дело для семьи. Однако благодаря современным методикам и своевременной помощи специалистов проявления болезни можно в значительной мере сгладить.
В данный момент судьба детей с таким заболеванием имеет наиболее положительные перспективы, относительно прошедшего времени. Современное общество активно занимается не только развитием и оказанием помощи детям, но и также обеспечивает подходящие условия для их комфортной жизни. Существует положительная динамика роста толерантности людей в целом, что позволяет проводить интеграцию населения с отклонениями в общество, предоставления таким людям рабочих мест и социального статуса.

Психологи центра коррекции и развития «Желудь» могут помочь вам в этом вопросе. Для записи на консультацию обращайтесь по телефонам +7(495)744-73-46, +7(977)870-27-66. На все вопросы ответят менеджеры. Также вы можете написать на электронную почту drevocentr@yandex.ru.